Молитва в доме Относительно мужчин Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Лучшая молитва мужчины в его доме - та, которая не относится к обязательной" (передал аль-Бухари, аль-Фатх 731). Обязательно молиться (пять ежедневных намазов) в мечети, кроме того случая, когда есть действенная уважительная причина. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) также сказал: "Добровольные молитвы мужчины в его доме принесут больше наград, чем его добровольные молитвы в других публичных местах, также как его обязательные молитвы с людьми лучше, чем его обязательные молитвы в одиночестве" (передал Ибн Аби Шайба, Сахих аль-Джами 2953) Что касается женщин, то чем глубже в доме находится ее место молитвы, тем лучше, потому что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Наилучшая молитва для женщин это та, (которая совершается) в самой отдаленной части дома" (передал ат-Табарани Сахих аль-Джами, 3311) Мужчина не должен быть руководимым в молитве в своем собственном доме, и никто не должен сидеть на том месте, где обычно сидит хозяин дома, кроме как с его позволения. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Мужчина не должен быть руководимым в молитве в месте его власти, и никто не должен садиться на его место в его доме, кроме как с его позволения". (передал ат-Тирмизи, 2772). То есть никто не должен выходить вперед, чтобы руководить им (хозяином) в молитве, даже если он читает Коран лучше, (чем хозяин) в том месте, которым он владеет, или где он имеет власть, как, например, хозяин дома в своем доме или имам в мечети. Подобным образом не позволительно сидеть на личном месте главы или хозяина дома, таком как кровать или матрац и т.д., кроме как с его позволения.
Спрашивание разрешения войти "О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их, это лучше для вас, может быть вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите пока не позволят вам. А если вам скажут: "Вернитесь" - то, возвращайтесь. Это чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете". (ан-Нур 27:28) "…входите же в дома через двери…". (аль-Бакара 2:189) Позволительно входить в дома, которые пусты, или если у вас имеется некое законное дело там, как, например, в дом, предназначенный для гостей. "Нет на вас греха, что вы входите в дома необитаемые, в которых ваше имущество. Аллах знает, что обнаруживаете и что вы скрываете". (ан-Нур 24:29) Нет стеснения кушать в домах друзей или родственников и в других домах, от которых у вас есть ключи, если у их владельцев нет к этому возражения. "Нет греха на слепом и нет греха на хромом, и нет греха на больном, ни на вас самих, чтобы вы ели в своих домах или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или тех, ключами которых вы владеете, или вашего друга - нет на вас греха, чтобы вам есть всем вместе или отдельно". (ан-Нур 24:61) Необходимо указывать детям и прислужникам не входить в спальню родителей без разрешения во время, когда люди обычно спят, т.е. перед фаджром, во время полуденного отдыха и после иши, чтобы они не увидели нечто непозволительное. Если они увидят что-то случайно в другое время, то это прощается, потому что они таввафин (те, которые относятся к домочадцам) и их трудно остановить. Аллах говорит: "О вы, которые уверовали, пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, когда вы снимаете одежду около полудня и после молитвы вечерней - три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после них: тогда ходите одни из вас к другим. Так разъясняет вам Аллах знамения! Аллах - знающий, мудрый!" (ан-Нур 24:57) Запрещается заглядывать внутрь домов чужих людей без их разрешения. Посланник Аллах (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Кто заглянет внутрь чьего-либо дома без разрешения, выбейте тому глаза, и не будет за это ни дия ни кисаса (кровные или компенсация) в таком случае". (передал Ахмад, аль-Муснад, 2/385, Сахих аль-Джами, 6046) Женщина, разведенная в талаке в первый или второй раз (и которая все еще может вернуться к своему мужу) не должна покидать дом и не может быть вынуждена к этому во время 'идда, и все еще поддерживается материально. Аллах говорит: "О пророк, когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего! Не удаляйте их из их помещений, и пусть они не выходят, разве только совершат явную мерзость. Таковы границы Аллаха, кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя. Ты не знаешь, может быть, Аллах произведет после этого какое-нибудь дело". (ат-Талак 65:1) Разрешено мужчине оставлять непокорную жену внутри или вне дома согласно интересам, предусмотренными шариатом в данном конкретном случае. Доказательством оставления ее внутри дома служит аят: "…и покидайте их на ложах…" (ан-Ниса 4:34). Относительно оставления жен вне дома, это то, что случилось, когда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) покинул своих жен, оставив их в комнатах, а сам стал жить в комнате вне дома своих жен. (передал аль-Бухари, Китаб ат-Талак, Баб фил-Ила') Не следует проводить всю ночь в одиночестве. Ибн Умар (радиаллаху анху) рассказал, что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) запретил быть одному и сказал, что не следует человеку проводить ночь в одиночку или путешествовать в одиночку. (передал Ахмад в аль-Муснаде, 2/91) Это из-за чувства заброшенности, которое исходит от одиночества и из-за возможности нападения врагов или воров, или из-за возможности внезапной болезни. Если есть товарищ, то он может помочь в отражении нападения или в излечении болезни. (см. аль-Фатх ар-Раббани, 5/64) Нельзя спать на крыше дома, на которой нет ограждения, чтобы не упасть. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Кто спит на крыше дома, на которой нет ограды, то никто не несет ответственности за то, что может произойти с ним". (передал Абу Дауд, аль-Сунан, 5041, Сахих аль-Джами, 6113, комментарий его в Авн аль-Мабуд, 13/384). Это из-за того, что спящий может скатиться во сне, и если нет ограды, он может упасть с крыши и убиться. В таком случае никто не будет виновен в его смерти; либо же его небрежность привела к тому, что Аллах снял с него Свою защиту, так как он не принял необходимых предосторожностей. Этот хадис может пониматься двояко. Домашние кошки не делают посуду наджисом (нечистой) если они пьют из нее, или еду наджисом, если они кушают из нее. Абд-Аллах ибн Аби Кутада передал от своего отца, что им была положена вода для омовения и кошка подошла к ней и стала лакать из нее. Он взял воду и совершил вуду ею, и его спросили: "О Абу Кутада! Кошка испила из нее". Он сказал: "Я слышал как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Кошки - часть дома, они из домочадцев вашего дома". (передал Ахмад в Муснаде, 5/309, Сахих аль-Джами, 3694). В другой передаче он сказал: "Они (кошки) не наджис, они среди тех, кто домочадцы (ат-таввафин валь-таввафат - относится к детям, прислуге и т.д.) в вашем доме" (передал Ахмад в аль-Муснаде,5/309, Сахих аль-джами, 2437).
Знание преимуществ хушу' в молитве Это включает: - Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Мусульманину, который, когда приходит время обязательной молитвы, делает вуду' как следует, соблюдает надлежащее кушу', и поклоняется надлежащим образом, прощаются все прошлые грехи, если только они не кабира (тяжелые). И так продолжается на протяжении всей его жизни". (передал Муслим, 1/206, 7/4/2) - Награда записывается пропорционально степени хушу', так как сказал пророк (салаллаху алейхи ва салям): "Раб может молиться и не иметь ничего записанного за это, кроме десятой части этого, или девятой части, или восьмой части, или седьмой части, или шестой части, или пятой части, или четверти, или трети, или половины" (передал имам Ахмад, Сахих аль-Джами, 1626) - Грехи прощаются, если вы сконцентрируетесь надлежащим образом и будете иметь полное кушу', так как Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Когда раб встает и молится, все его грехи приносятся и собираются на его голове и плечах. Каждый раз, когда он кланяется или простирается, какие-то из них спадают с него". (Передал аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Курба, 3/10, см. также Сахих аль-Джами). Аль-Манави сказал: "Что здесь имеется в виду, так это то, что всякий раз как завершается какой-нибудь столп молитвы, часть его грехов спадает с него, до того, что когда он завершит молитву, все его грехи удаляются. Это происходит в той молитве, где все условия соблюдены и все столпы совершены. Мы понимаем из слов "раб" и "встает", что он стоит перед Владыкой владык (Аллахом) в положении смиренного раба" (передал аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Курба , 3/10 см. также Сахих аль-Джами) - Тот, кто молится с хушу' почувствует облегчение после окончания молитвы, как будто с его плеч свалился груз. Он почувствует себя легче и свежее настолько, что пожелает чтобы молитва продолжилась, потому что она - источник его радости и покоя в этом мире. Его будет преследовать чувство того, что он томящийся в темнице, пока он снова не станет молиться, он обретет успокоение в молитве, которое заменит желание завершить ее поскорее. Те, кто любят молитву говорят: мы молимся и обретаем успокоение в нашей молитве, также как наш предводитель, наш пример и наш пророк (салаллаху алейхи ва салям), который говорил: "О Билял, давай-ка, обретем успокоение в молитве". Он не говорил: "Давай-ка, поскорее завершим ее". - Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Моя радость - в молитве". Итак, кто находит свою радость в молитве, как он сможет вынести поиск других радостей, или удержаться от них? (аль-Вабиль ас-Сайб, 37) Стремление возносить дуа в соответствующих местах молитвы, особенно в суджуде. Несомненно, что разговор с Аллахом, смирение себя перед Ним, испрашивание у Него благ и усердное прибегание к Его помощи, - все это помогает укрепить связь раба с его Господом и увеличить его кушу'. Дуа - это акт поклонения, и нам повелено совершать дуа. Аллах говорит: "…к Кому вы взываете со смирением и тайной". (аль-Ан'ам 6:63). Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Кто не взывает к Аллаху, Аллах будет гневаться на того". (передал ат-Тирмизи, Китаб ад-Да'ват 1/426, признан хасаном в Сахих ат-Тирмизи 2686). Передается, что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) делал дуа в особых местах молитвы, т.е. в суджуде, между двумя простираниями и после ташахуда. Наиглавнейшая из них та, что в суджуде, потому что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Ближе всего раб к своему Господу, когда он простирается в суджуде, поэтому, увеличивайте свои дуа (в этот момент)". (передал Муслим, Китаб ас-Салат, Баб ан-Най ан Кираат аль-Куран филь руку вас-суджуд, 207) Одной из дуа, которой Пророк (салаллаху алейхи ва салям) взывал в суджуде была: "Аллахумма гфирли занби ва джиллаху ва аввалаху ва ахираху ва аланийатаху ва сирраху" ( О Аллах, прости мне грехи мои, малые и большие, первые и последние, явные и скрытые) (передал Муслим Китаб ас-Салат, Баб ан-Най ан Кираат аль-Куран филь руку вас-суджуд, 216) Он также говорил: "Аллахумма гфирли ли ма асрарту ва ма а'ланту" (О Аллах, прости мне то, что я сделал втайне и сделал явно). (передал ан-Нисаи, аль-Муджтаба, 2/569, Сахих аль-Джами, 1067)
Мы уже описали некоторые дуа, которые читаются между двумя суджудами (см. раздел 11) Одним из того, что он (салаллаху алейхи ва салям) читал после ташаххуда было то, что мы узнаем из хадиса: "Когда кто-либо из вас завершает ташаххуд, пусть он ищет убежища у Аллаха от четырех вещей: от наказания Огня, от наказания могилы, от искушений (фитны) жизни и смерти и от зла даджаля (антихриста)". Он говорил: "Аллахумма инни аузу бика мин шарри ма амилту ва мин шарри ма лам амал" (О Аллах, я ищу у Тебя прибежища от зла, что я сделал и от зла, что я еще не сделал). "Аллахумма хасибни хисабан йасиран" (О Аллах, облегчи мой расчет). Он учил Абу Бакра ас-Сиддика (радиаллаху анху) говорить: "Аллахумма инни заламту нафси зульман касиран ва ла йагфир аз-зунуба илла анта фагфир ли магфиратан мин индака вархамни иннака анта аль-Гафур ар-Рахим" (О Аллах, я сильно обидел свою душу, и никто не сможет простить мои грехи, кроме Тебя. Пожалуй мне прощение Твое и помилуй меня, ведь Ты - Всепрощающий, Всемилостивый). Он услышал, как один человек произносил в своем ташаххуде: "Аллахумма инни ас`алука йа Аллах аль-Ахад ас-Самад аллази лам йалид ва лам йулад ва лам йакум лаху куфуван ахад ан тагфир ли зунуби иннака анта аль-Гафур ар-Рахим" ( О Аллах, я прошу Тебя Аллах, Единого, Самодостаточного Господа, Кто не рождает и не рожден, и нет Ему равных, прости мне мои грехи, ведь Ты - Всепрощающий, Всемилостивый). Он (салаллаху алейхи ва салям) сказал своим сподвижникам: "Он прощен, он прощен". Он услышал, как другой человек произносил: "Аллахумма инни ас`алука бианна лакал-хамд , ла илаха илланта вахдака ла шарика лак аль-Маннан йа бади ас-самавати валь-ард, йа зал-джалали вал-икрам, йа хайу йа кайум, инни ас`алука аль-джанна ва аузу бика минан-нар" (О Аллах, я прошу Тебя. Ибо вся хвала принадлежит Тебе, нет бога, кроме Тебя Одного, у которого нет сотоварища, Дарующего, О Творец небес и земли, О Обладатель славы и почести, О Вечно Живущий, О Самодостаточный, я прошу у Тебя рай, и прибегаю к Тебе от ада). Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал своим сподвижникам: "Знаете ли вы, чем он попросил у Аллаха?". Они сказали: "Аллах и Его посланник знают лучше". Он сказал: "Клянусь Тем, в Чьей руке находится моя душа, он попросил Аллаха Его величайшим именем (исмиуль азам), тем, что когда им призываешь Его, Он отвечает, и когда спрашиваешь им Его, Он подает". Последним, что он произносил между ташаххудом и таслимом было: "Аллахумма гфирли ма каддамту ва ма аххарту ва ма асрарту ва ма а'ланту ва ма асрафту ва ма а'лам бихи минни антал-мукаддим ва антал-муаххир ла илаха илла анта" (О Аллах, прости мне то, что я совершил в прошлом, и что я совершу в будущем, и что я сокрыл, я что я сделал явно, и в чем я превысил меру, и знаешь ты больше обо всем, чем я. Ты - Торопящий повеления, и Замедляющий их, нет бога, кроме Тебя). (эти и другие дуа с иснадами можно найти в Сифат ас-Салат, 'Алламаха аль-Албани, стр.163, 11-е издание) Запоминание подобных дуа решит проблему того, что некоторые люди остаются безмолвными позади имама, когда они заканчивают ташаххуд, потому что они не знают, что им нужно произносить.
Азкары, читаемые после молитвы. Они также помогают укрепить хушу' в сердце и умножить блага и достоинства молитвы. Нет сомнения, что одним из лучших путей охранения и поддержания доброго дела является продолжение его следующим добрым делом. Поэтому, тот, кто подумает об азкарах, которые следуют за молитвой, обнаружит, что они начинаются с троекратного спрашивания прощения, как будто поклоняющийся спрашивает у своего Господа прощение за некоторые упущения, которые могли иметь место в его молитве или в его хушу'. Так же важно обращать внимание нафилям (сверхобязательным) молитвам, потому что они компенсируют что-то недостающее в молитвах-фард (обязательных), включая любую ошибку касающуюся кушу'. Обсудив те вещи, которые помогают нам иметь хушу', теперь мы перейдем к осуждению.
Хорошие манеры в доме Распространение доброжелательности в доме Айша (радиаллаху анха) сказала: "Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Когда Аллах, Славен Он, желает добра людям дома, Он поселяет доброжелательность между ними". (передал имам Ахмад в аль-Муснаде, 6/71; Сахих аль-Джами, 303). В другой передаче: "Когда Аллах любит людей дома, Он поселяет доброжелательность между ними". (передал Ибн Аби Дунья и др., Сахих аль-Джами, 1704). Другими словами, они становятся дружелюбными друг к другу. Это одно из средств достижения счастья в доме, ведь доброжелательность очень благотворна между супругами, и с детьми, и приносит плоды, которые невозможно добиться через суровость, так как Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Аллах любит доброжелательность и вознаграждает за нее таким образом, как Он не вознаграждает за суровость или что-то другое". (передал Муслим, Китаб аль-Бирр валь-Силла валь-Адаб, 2592)
Помощь жене в хозяйстве Многие мужчины думают, что домашнее хозяйство это что-то ниже их, и некоторые из них думают, что, если они будут помогать своим женам в этой работе, это подорвет их статус и положение. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям), однако, "было дело что сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и делал любую работу, которую другие мужчины делали у себя дома". (передал имам Ахмад в аль Муснад, 6/121, Сахих аль-Джами, 4927) Когда Айшу (радиаллаху анха) спросили о том, что делал Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) в своем доме, ее ответ описал только то, что она сама видела. В другой передаче она сказала: "Он был как любой другой человек: он чистил свою одежду, доил свою овцу и ухаживал сам за собой" (передал имам Ахмад в аль-Муснаде, 6/256; Ас-Сильсила ас-Сахиха, 671). Она (радиаллаху анха) также была спрошена от том, что делал у себя Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям), и она сказала: "Он заботился о своей семье, затем, когда приходило время молитвы, он выходил на молитву". (передал аль-Бухари, аль-Фатх, 2/162) Если бы мы поступали также в наши дни, мы бы достигли трех вещей: -Мы бы последовали примеру Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) -Мы бы помогли своим женам -Мы бы почувствовали себя более скромными, а не надменными. Некоторые мужья требуют немедленно подать еду от своих жен, когда еда готовится, а ребенок плачет, прося еду; они не могут взять ребенка на руки или подождать немного еду. Пусть эти хадисы будут напоминанием и уроком для них.
Быть любящим и шутливым с членами семьи. Проявление любви к жене и детям это одно из того, что ведет к созданию атмосферы радости и дружелюбия в доме. Так, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) посоветовал Джабиру жениться на девственнице, сказав: "Почему бы тебе не жениться на девственнице, так, чтобы ты смог играться с ней, и она смогла играться с тобой, и чтобы ты смог рассмешить ее, и она смогла рассмешить тебя?". ( хадис приводится во многих местах Сахихайна, как у аль-Бухари, аль-Фатх, 9/121). Пророк (салаллаху алейхи ва салям) также сказал: "Все, в чем не упоминается имя Аллаха - бесполезность и игра, кроме четырех вещей: когда мужчина играется со своей женой…". (передал ан-Насаи в Ушрат ан-Ниса, 87; также в Сахих аль-Джами). Пророк (салаллаху алейхи ва салям) обращался со своей женой Айшой с любовью, когда принимал гусль вместе с ней, так как она (радиаллаху анха) сказала: "Посланник Аллаха и я принимали гусль вместе из одной посудины, и он притворялся, что забирает всю воду себе, так, что я говорила: "Оставь немножко мне, оставь немножко мне", - и оба они были в состоянии джанаба (осквернения). (Муслим бм шарх ан-Навави, 4/6) Пути, которыми Пророк (салаллаху алейхи ва салям) выказывал любовь к детям слишком известны, чтобы упоминать о них. Он часто выказывал свою любовь к Хасану и Хусайну, как упоминалось выше. Возможно, это была одной из причин, почему дети радовались, когда он возвращался из путешествия; они устремлялись к нему поприветствовать, как передают в хадисе-сахихе: "Когда он возвращался из странствия, дети его дома выводились, чтобы встретить его". Он (салаллаху алейхи ва салям) крепко обнимал их, со слов Абдуллаха ибн Джафара: "Когда Пророк (салаллаху алейхи ва салям) он возвращался из странствия, нас выводили для встречи с ним. В один из дней, когда мы: Хасан, Хусейн и я, встретили его. Он посадил одного из нас перед собой, второго - позади себя, пока мы не вошли в Медину". (Сахих Муслим, 4/1885-2772; см. комментарий в Тухфат аль-Ахвази, 8/56) Сравните это с ситуацией, складывающейся в некоторых несчастных домах, где нет правдивых шуток (т.е. шуток, не включающих ложь), нет любви и нет милосердия. Кто думает, что целование детей идет вразрез с достоинством главы семьи, пусть почитает следующий хадис от Абу Хурайры, который сказал: "Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) поцеловал Хасана ибн Али, а аль-Акра ибн Хабис ат-Тамим сидел рядом с ним. Аль-Акра сказал: "У меня десять детей, но никогда никого из них не поцеловал". Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) посмотрел на него и сказал: "Тот, кто не оказывает милосердия, не будет ему оказано милосердия".
Сопротивление плохим манерам в доме. Каждый член семьи, так или иначе, обладает некоторыми плохими качествами, такими как лживость, сплетни, наговоры и т.д. Этим плохим качествам нужно сопротивляться и противодействовать. Некоторые думают, что единственным путем для борьбы с такими вещами является суровое наказание. Следующий хадис - очень поучителен по данной теме: Айша (радиаллаху анха) сказала: "Если до Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) доходило, что кто-то из членов его семьи сказал ложь, он старался не общаться с ним, пока тот не каялся". (см. Муснад Имама Ахмада, 6/152. Текст хадиса также в Сахих аль-Джами, 4657) Из хадиса видно, что отчуждение и оставление человека посредством не общения более эффективно в таких обстоятельствах, чем прибегание к наказанию, и может быть гораздо эффективнее, чем физическое наказание. Поэтому, пусть родители и воспитатели подумают об этом. "Повесьте кнут там, где члены семьи смогут увидеть его". (передал Абу Наим в ан-Нилья, 7/332; ас-Сильсила ас-Сахиха, 1446) Намек на наказание - это эффективное средство дисциплины, поэтому, причина вешания кнута или палки в доме была разъяснена в другом повествовании, где Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Повесьте кнут там, где члены семьи смогут увидеть его, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине" (передал ат-Табарани, 10/344-345, ас-Сильсила ас-Сахиха, 1447) Лицезрение орудия наказания, висящего на стене, заставит тех, у кого плохие намерения, удержаться от плохого поведения, чтобы не вкусить наказание. Это послужит стимулом для них вести себя прилично. Ибн аль-Анбари сказал: "Никоим образом не предполагалось использование этого для битья, потому что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) не приказывал никому делать это. Что здесь имелось в виду: "это постоянно приучать их к дисциплине". (см. Файд аль-Кадир аль-Манави, 4/325) Битье- это не способ приучать к дисциплине, к нему не надо прибегать кроме того, когда все другие средства исчерпали себя или когда нужно принудить кого-либо исполнять обязательные акты поклонения, так как Аллах говорит: "А тех, непокорности вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложе, и ударяйте их…" (ан-Ниса 4:34)- в таком порядке. Есть также хадис: "Приказывайте вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и побивайте их, если они не делают этого, когда им исполнится десять лет". (Сунан Абу Дауд, 1/334; смотрите также Ирва аль-Галиль, 1/266). Что касается битья без надобности, это насилие. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) посоветовал одной женщине не выходить замуж за одного мужчину, потому что он всегда носил палку на своем плече, то есть, он бил своих жен. С другой стороны, есть такие, которые думают, что они вообще никогда не должны использовать этот метод воспитания, следуя некоторым кафирским образовательным теориям; это также ошибочное мнение, которое противоречит шариату.
Зло в доме 1) Избегайте ситуаций, когда родственники-немахрамы входят в дом к женщине, когда отсутствует муж; 2) Мужчины и женщины должны сидеть отдельно в гостях; 3) Остерегайтесь опасности содержания мужчины-водителя и женской прислуги в доме; 4) Отталкивайте безнравственных людей от своих домов; 5) Остерегайтесь опасности телевизора; 6) Остерегайтесь зла телефона; 7) Вы должны удалить все, что содержит символы лживых религий куфаров или их богов, и объектов поклонения; 8) Удаление картинок с изображением живых существ; 9) Не позволяйте курить в вашем доме; 10) Не держите собак в вашем доме; 11) Избегайте излишнего приукрашивания ваших домов (придерживайтесь простоты).
Дом внутри и снаружи Выбор удачного расположения и дизайна дома Нет сомнения, что истинный мусульманин обращает внимание выбору и дизайну дома, таким образом, каким не делают другие. К примеру, относительно местоположения: Дом должен быть ближе к мечети. Это имеет очевидное преимущество: призыв к молитве напомнит людям о молитве и разбудит их на нее; проживание близко к мечети позволит мужчине присоединяться к коллективным молитвам, женщинам слушать чтение Корана и зикра через громкоговорители мечети, а детям посещать кружки по обучению Корана и т.д. Дом не должен быть в здании, где живут безнравственные люди или в содружестве с куфарами и где есть общий бассейн и т.д. Дом не должен обозревать других или быть обозреваемым, если такое есть, то должны быть повешены занавески или поднята выше ограда или забор. "Есть три компонента счастья и три компонента несчастья. Компоненты счастья это: праведная жена, которая, когда вы смотрите на нее, то чувствуете удовольствие, а когда вы вдалеке, то вы чувствуете доверие к ней относительно ее самой и вашего имущества; покладистое верховое животное, которое помогает вам не отставать от своих товарищей; и дом, который просторен и имеет множество удобств. И компоненты несчастья это: плохая жена, которая, когда вы смотрите на нее, то расстраиваетесь, она бранит вас постоянно и когда вы вдалеке, у вас нет доверия к ней, и за ваше имущество; норовистое животное, которое, если его хлещешь, то устаешь, и это не помогает вам не отставать от своих товарищей; и дом с небольшим количеством удобств". (рассказан аль-Хакимом, 3/262; Сахих аль-Джами, 3056) Следует обращать внимание на санитарно-гигиенические моменты, такие как вентиляция, естественное освещение и др. Эти моменты зависят от финансовой возможности и осуществимости.
Выбор соседа Этот вопрос требует отдельного обсуждения по причине его важности. В наши дни соседи имеют больше воздействия друг на друга, потому что дома стали ближе друг к другу и люди живут вместе в одном здании, в квартирах и сообществах. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал нам о четырех причинах счастья, одной из которых является праведный сосед, и четырех причинах несчастья, одной из которых является плохой сосед. (передал Абу Наим в аль-Хилья, 8/388; Сахих аль-Джами, 887). Из-за серьезности зла последнего, Пророк (салаллаху алейхи ва салям) искал прибежища у Аллаха от злых соседей в своем дуа: "Алахумма инни аузу бика мин джар ас-су фи дар иль-мукама фа инна джар аль-бадия йатахаввил" (О Аллах, я прибегаю к Тебе от плохого соседа в моем постоянном жилище, ведь сосед в пустыне (т.е. в пути) двигается дальше). Он приказал мусульманам искать прибежища у Аллаха от плохого соседа в постоянном жилище, потому что сосед в пустыне в конце концов двинется дальше. (передал аль-Бухари в аль-Адаб аль-Муфрад, 117; Сахих аль-Джами, 2967) Здесь нет достаточно места, чтобы говорить о том влиянии плохого соседа, которое может иметь на супругов и их детей, или о видах неприятностей, которые он может вызвать, или о бедствии от соседства с ним. Но применение в жизни хадисов, приведенных выше, будет достаточным для того, кто обладает разумением. Другим практическим решением этой проблемы является то, как некоторые добрые люди нанимают соседствующие дома для своих семей, чтобы решить эту проблему. Это может быть дорогим решением, но хороший сосед бесценен.
Уделение внимания необходимому ремонту в доме и приведению в рабочий порядок всех удобств. Среди благ Аллаха в наш современный век это "новинки техники", которыми он наделил нас и которые упрощают многие вещи и экономят время, такие как кондиционеры, холодильники, стиральные машины и т.д.. Мудрым является иметь высококачественную бытовую технику, которую можно себе позволить, без лишнего расточительства или доведению себя до денежного истощения. Нам также нужно быть осторожным в различении полезных новинок от лишних "наворотов", которые не имеют никакой ценности. Частью заботы о доме является починка сломанной бытовой техники и удобств. Некоторые люди пренебрегают этим, и их жены жалуются, что в домах кишат паразиты, бежит сантехника, лежат кучи зловонного мусора, и полным полно сломанной и заброшенной мебели. Несомненно, что это одно из препятствий на пути к счастью в доме, и причина проблем в супружестве и здоровье. Умен тот, кто спешит разрешить эти проблемы.
Уделение внимания здоровью и гигиене семьи. Когда кто-либо из членов его семьи заболевал, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) дул на него и читал аль-Мивдатайн (две последние суры Корана). (передал Муслим, 2192) Когда кто-либо из членов его семьи заболевал, он просил приготовить суп, и его приготавливали, затем он велел больному выпить его и говорил: "Это укрепит сердце того, кто опечален и очистит (излечит) сердце того, кто болен также, как кто-нибудь из вас стирает пыль со своего лица". (передал ат-Тримизи, 2039; Сахих аль-Джами, 4646) Одним из путей претворения мер предосторожности является: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Когда наступает вечер, держите ваших детей в домах, ведь шайтаны распространяются в это время. Затем, когда минует час ночи, отпускайте ваших детей, затворяйте двери и поминайте имя Аллаха, прикрывайте ваши горшки и поминайте имя Аллаха, пусть даже вы положите палку на горло сосуда, и гасите ваши лампы". (передал аль-Бухари, аль-Фатх, 10/88-89) Согласно передаче Муслима, он (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Затворяйте ваши двери, покрывайте ваши сосуды, гасите ваши лампы и затягивайте ваши узлы как следует (т.е. покрывайте ваши кувшины - в те времена люди натягивали на них материю и завязывали на них узлы), ведь шайтан не откроет дверь, которая заперта, и не откроет что-то, что покрыто, и не развяжет что-то, что завязано вами. И мышь может устроить пожар ( т.е. опрокинуть лампу и устроить пожар в доме)" (передал имам Ахмад в аль-Муснаде, 3/103; Сахих аль-Джами, 1080) Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Не оставляйте огня горящим в вашем доме, когда вы ложитесь спать". (передал аль-Бухари, аль-Фатх, 11/85) И Аллах знает лучше. И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада.