Категории каталога

материал [21]
фатвы [8]
работы исламских ученых
истории [3]

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Как часто вы читаете Кур"ан?
Всего ответов: 97

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » материал

Шарх хадиса №6 из "Садов праведных", сделанный шейхом ибн Усеймином (да помилует его Аллах).
Шарх хадиса №6 из "Садов праведных", сделанный шейхом ибн Усеймином (да помилует его Аллах).
Часть вторая

Вначале еще раз напомним хадис: Сообщается, что Абу Исхак Са'д ибн Абу Ваккас Малик ибн Ухайб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Киляб ибн Мурра ибн Ка'б ибн Луайй аль-Кураши аз-Зухри, да будет доволен им Аллах, один из десяти услышавших радостную весть о Рае, да будет доволен Аллах всеми ими, сказал:
Когда в год прощального паломничества я тяжело заболел, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить меня, я сказал: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А половину, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?» Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред. О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д ибн Хауля!», - и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. (Аль-Бухари; Муслим).

Вторая часть. Еще одна польза, которую мы извлекаем из этого хадиса: прекрасный нрав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И нет сомнения в том, что Пророк наилучший из людей своим нравом, потому что Аллах сказал: "Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен". (Письменная трость, 1-4).
Самым превосходным среди людей своей нравственностью и лучший из них – это Пророк .
И поэтому он навещал своих сподвижников, ходил к ним в гости, приветствовал их, да благословит его Аллах и приветствует.
Из польз этого хадиса то, что человеку нужно совещаться с обладателями знания, т.к. Саад ибн Аби Ваккас - радыя Ллаху анху – просил совета Пророка , когда хотел пожертвовать часть своего имущества, сказав: «О Посланник Аллаха! «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет»…».
Из этого хадиса видно, что необходимо советоваться с обладателями знания и мудрости, и с каждым человеком в соответствии с его положением. Например, когда ты желаешь утвердиться в каком-либо деле религии, то посоветуйся с обладателями знания, потому что они больше других осведомлены в делах религии. Когда человек хочет купить дом, то пусть посоветуется с риелтором, когда человек хочет купить машину, то пусть посоветуется с автослесарем и т.д.
И поэтому говорят: «Не будет в ущербе тот, кто прочитала молитву Истихара, не будет сожалеть тот, кто попросил совет».
И человеку без сомнения недопустимо думать о себе, что он совершенный, кто утверждает, что он совершенный, тот ущербен. Необходимо, чтобы он консультировался, особенно в тех важных делах, которые касаются вопросов религии. Человек может иметь усердие и расположение к совершению какого-то дела, которое, по его мнению, правильное и в нем ничего плохого нет, но разговоры о нем не имели результата либо из-за неподходящего времени, либо места, либо положения.
Поэтому Пророк оставил строительство Каабы на фундаменте Ибрахима, опасаясь смуты. И сказал Аише (да будет доволен ее Аллах): «О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери — восточную и западную, и (перестроил бы её на основе) фундамента (, заложенного) Ибрахимом».(Бухари). Т.е. чтобы люди могли спокойно входить в дом Аллаха, но он оставил это, опасаясь фитны, хотя в этом была польза.
И выше этого то, что Аллах Всевышний запретил ругать божеств многобожников, хотя их божества достойны порицания и оскорбления, и того, что от них отгоняли и предостерегали, т.к. ругань их приводит к ругани Господа Великого, Пречистого от всякого порицания и недостатка, Аллах Могущественный сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния.» (6, 108). Важно знать, что какая-либо вещь хороша в своих границах, но она не будет хорошей, не будет мудростью, разумным, советом (насыйха), если о ней упомянут в неподходящее время или месте, или положении, даже если, по сути, это истина и правда, неоспоримый факт. И после этого человеку необходимо советоваться с обладателями знания, мнения и совета в деле до того, как он не приступит к нему, чтобы у него был довод, потому что Аллах сказал Своему лучшему творению , превосходящему в мнении людей, лучшему советчику Мухаммаду: «Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.» (3, 159).
И это Посланник Аллаха , лучший из людей своей мудростью , превосходящий их разумом, самый точный в своих наставлениях – да пребудет с ним мир и благословение Аллаха.
Возможно, человек, поддавшись эмоциям, устремится к чему-либо, скажет: «Это ради Аллаха, я сделаю это, и буду открыто говорить правду, я скажу: пусть не упрекает меня упрекающий». Потом виден плохой результат, поистине, в большей степени сыграли чувства, и он последовал за ними и не смотрел на окончательный результат, он не выбирал, не сравнивал дела. В большинстве случаев из-за него случаются нечестия, о которых известно только Великому Аллаху, хотя его намерения были благими и цели хорошими, но не хорошо поступать по своему усмотрению, потому что есть разница между хорошим намерением и самоуправством. Иногда бывает хорошее намерение, но плохие поступки. А если намерения плохие, то в большинстве случаев плохие намерения приводят к плохим поступкам, и вместе с тем бывает человек делает хорошие дела, чтобы достичь плохие цели.
Человек восхваляется за хорошее намерение, но не за плохое дело, кроме случаев, когда человек известен своей искренностью по отношению к другим и своим благоразумием. Если такой человек совершит дурное дело по ошибке, надо найти ему оправдание и не надо ругать его, порочить за плохой результат, но надо объяснить ему, что он ошибся в этом деле, которое не согласовано его с мудростью. Найди ему оправдание, дай совет, скажи: «О брат, эти твои слова, или дела, хорошие, благие и правильные по сути, но не в этом месте или не в это время, или не в этой ситуации».
Важно, что в хадисе Саада ибн Аби Ваккаса – да будет доволен им Аллах – есть указание на то, что человеку необходимо советоваться с тем, у кого больше знаний и мудрости.
Также в этом хадисе содержится указание на то, что тот, кто просит совета, должен рассказать ситуация во всех подробностях, так, как есть, чтобы советнику стало ясно это дело как оно есть, и он понял его суть и дал правильный совет. Поэтому Саад сказал: «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет». И его слова «я богат» - указание на причину, из-за которой он хочет раздать милостыню, а в словах «а наследников, кроме дочери, у меня нет» - указание на то, что нет препятствий для того, чтобы раздать милостыню.
Тот, с кем советуются, в свою очередь должен бояться Аллаха Всевышнего в том, в чем его просят совета. Его не должны охватывать чувства, потому что некоторые люди, когда у них просят совета, и они видят, что человек склоняется к какому-либо делу больше или к какому-либо мнению, то советует именно его.
И говорит: Я хочу посоветовать ему то, к чему он сам склоняется. Это большая ошибка, мало того, это предательство. Если кто-то с тобой советуются, то ты обязан (ваджиб) сказать человеку то, в чем ты видишь истину, и в чем есть польза, понравится ему или нет. И если ты поступишь таким образом, то ты проявишь к нему искреннее отношение и выполнишь свою обязанность. Затем, если он послушает тебя и согласится, что ты прав, то это и требовалось от тебя, а если не прислушается к твоему совету, то ты выполнил свое обязательство перед ним. А если ты будешь советовать человеку то, к чему он сам стремится, как тебе кажется из его слов, то это большая ошибка, даже предательство, вместе с тем, что ты мог ошибиться в своих предположениях, думая, что он хочет этого, а на самом деле он не хочет. И это великая потеря: во-первых, исходя из плохих мыслей; во-вторых, со стороны плохой цели.
В словах Посланника Аллаха «Нет» далиль на то, что дозволено использовать слово «нет», и в этом нет ничего неправильного.
Пророк использовал слово «нет» и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, также употребляли слово «нет». В одном из походов верблюд Джабира – да будет доволен им Аллах, заболел, и Джабир остался в хвосте войска, и к нему подошел Пророк . Дело в том, что он, заботясь о своей общине, всегда шел позади войска, а не впереди. Он шел позади и видел их, чтобы помочь тому, кто будет нуждаться в чем-то – да благословит его Аллах и приветствует. Посмотри на скромность и наилучшую заботу.
«Пророк догнал Джабира, верблюдица которого заболела и не могла идти дальше. Пророк ударил ее и сделал за нее дуа. Сказал: «Продай мне ее за аукыя» (мера серебра). Джабир сказал: «Нет»[/B]. (Бухари). И Пророк не порицал его за слово «нет». Пророк ответил Сааду – да будет доволен им Аллах – на вопрос «не раздать ли мне две трети своего имущества?»: «нет». Поэтому нет ничего запретного в употреблении слова «нет», и это не является плохими манерами и отсутствием этикета. Но большинство людей сейчас избегают говорить «нет» и заменяют его на «саляматик» (типо на здоровье), и это прекрасно, что он призывает на тебя здоровье, но если он говорит: «нет», то в этом нет ничего плохого.
Также из польз этого хадиса то, что больному смертельной болезнью запрещается раздавать более, чем треть имущества, кроме случаев, когда наследники дают на это разрешение, потому что наследники имеют право на то имущество, которое принадлежит больному. И запрещено раздавать более трети в согласии со словами Пророка : «Треть, но и трети будет много».
И в этом довод на то, что милостыня должна быть меньше трети, как сказал Ибн Аббас да будет доволен им Аллах: «О, если бы люди снизили с трети до четверти, потому что Пророк сказал: «Треть, но и трети будет много».
И этот хадис указывает на то, что больному болезнью, от которой он опасается смерти, запрещено раздавать больше трети имущества – ни как милостыню, ни на участие в строительстве мечети, ни на подарки и ни на что другое. И пусть не прибавляет ничего к трети, потому что Пророк запретил Сааду ибн Аби Ваккасу раздать превыше трети.
Необходимо уменьшить с трети до четверти, пятой части и меньше этого… Потому что Пророк посоветовал уменьшить с трети в словах: «и трети будет много».
Завещание подобно милостыни, поэтому запрещено завещать более трети имущества. И лучше будет, если он завещает пятую часть, потому что Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – сказал:«Я доволен тем, чем Аллах доволен для него (для Посланника Аллаха ): пятой частью», и он завещал пятую часть. Фукаха сказали, что сунной является завещать пятую часть, если у него большое имущество.
Также здесь указание на то, что, если у человека мало имущества, и его наследники бедны, тогда лучше будет ничего не завещать в качестве милостыни – ни много, ни мало, согласно словам : «ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей!». В отличие от того, как считают в наше время, думая, что человек должен составить завещание, это ошибочно. Если у человека мало имущества, а наследники его бедны, то он не должен оставлять завещание, лучше будет, если он не оставит завещания.
Также некоторые думают, что, если человек не оставил завещания, то ему не будет за это награда (аджр). Однако, если человек оставит свое имущество наследникам, то ему будет за это вознаграждение, даже не смотря на то, что им остается наследство в любом случае. И если он поступит в соответствии с советом Пророка : «ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей!», и награда за это больше, чем, если он просто раздаст как милостыню что-то из своего имущества.
Мы видим в этом хадисе, как сподвижники, переселившиеся из Мекки, боялись умереть в ней, потому что Саад – да будет доволен им Аллах – сказал: «оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?». Из этого предложения видно, что он не хотел умереть в Мекке после того, как переселился из нее к Аллаху и Посланнику. И так с каждой вещью, которую человек оставил ради Аллаха. Не допустимо возвращаться к ней.
И в этом хадисе мы видим явное чудо Посланника Аллаха , и это потому, что он истинный посланник. Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред». И дело обстояло так, как предполагал Пророк : Саад – да будет доволен им Аллах – дожил до правления Муавии до преклонного возраста.
И это из знамений Пророк то, что он сообщает о чем-либо, и оно так и происходит. Однако, это не является предсказанием будущего, это предположение, т.к. он сказал: «возможно, что ты проживешь», он не утверждал, но случилось так, как он предполагал.
В этом хадисе указание на то, что если человек делает праведное дело ради лика Аллаха, оно непременно возвысит его, даже если он будет находиться там, где ему недозволенно находится, потому что нахождение и дело – разные вещи.
И поэтому более правильное мнение ученых о том, когда человек молится на несправедливо отобранной земле, что его молитва действительна, потому что не запрещается молиться, но запрещено несправедливо присваивать чужое имущество.
Запрет направлен не на молитву, поэтому она действительна в этом месте, но греховно пребывать в этом месте. И если бы Пророк сказал: «Не молись на несправедливо изъятой земле», то твоя молитва была бы недействительна, подобно тому, как мы говорим: если ты помолишься на кладбище, то твоя молитва недействительна, потому что Пророк сказал: «Вся землю является мечетью, кроме кладбища и бани» (Абу Давуд), кроме молитвы джаназа, потому что на кладбище допустима только джаназа-молитва.
И в этом хадисе есть указание на то, что, когда человек тратит что-то, стремясь к лику Аллаха, то ему воздастся за это, даже если он расходует на свою семью и жену и даже на себя, стремясь при этом к Лику Аллаха, то Аллах воздаст ему за это.
В этом указание на то, что намерением человека должно быть приближение к Аллаху во всем, в чем он расходует, чтобы ему было за это вознаграждение (аджр). Всё: будь то много или мало, на себя или на свою семью, или на друзей, или на какого-либо человека, если ты стремишься при этом к Лику Аллаха, то Аллах воздаст тебе за это. Его слова: «О бедный Са'д ибн Хауля!» - Саад ибн Хауля, да будет доволен им Аллах, был одним из мухаджиров, которые переселились из Мекки, но Аллах предопределил ему умереть в ней, и он умер в ней, и Пророк оплакивал его, т.е. ему было больно, что тот умер в Мекке. И мухаджиры не желали умирать в Мекке после того, как переселились из нее.
И это то, что мы разъяснили из этого хадиса. Автор – да помилует его Аллах – упомянул его в главе «Намерение», потому что Пророк сказал Сааду: «И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». И этот хадис указывает на необходимость проявлять искренность, если человек своими делами и расходами стремится к Лику Аллаха, и он получит за это награду (аджр), и это возвысит его степень у Аллаха Азза ва Джаль. ВаЛлаху муваффик!
Категория: материал | Добавил: admin (25.04.2008)
Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: