Хвала Аллаху, Господу миров, Ему мы поклоняемся и у Него просим о
помощи. Мир и благословение Мухаммаду, Посланнику к мирам, а также
всем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Всевышний Аллах сказал в Куране: «Мы
сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы
свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о
вас самих» (2, 143). Ибн Касир сказал в толковании этого аята: «Середины» - означает справедливости».
На сегодняшний день среди мусульман распространилось огромное
количество трудов, в которых авторы пытаются преподнести Умме одно из
мнений ученых, выдавая его за истину, с которой никто не может спорить.
Напротив, иной раз даже возводят мнение, иджтихад кого-то до положения
шариата, «хукм муназзаль», то, что пришло в Куране и Сунне, и что
неоспоримо.
Но нет сомнений в том, что в вопросах иджтихада среди ученых, в
том, в чем нет «иджмаа» – единогласного решения – принимаются и
отвергаются мнения среди ученых нашей Уммы. И никто не имеет права
заставлять кого-либо следовать за мнением ученого в вопросе его
иджтихада и обвинять в ереси того, кто отказался следовать за ним.
Вопросов разногласий огромное количество, в которых мнения ученых
противоречивы, так как каждый использует свои доказательства. Среди
этих вопросов такие как: чтение суры «Аль-Фатиха» за имамом, молящимися
во время молитвы совершаемой вслух, громкое произношение «бисмиЛлях» в
молитве, возможность совершения полной или сокращенный молитвы для
путника и прочее.
Ибн Кудама написал следующие строки во вступлении к своей книге «Аль-мугни»: «…Поистине,
милость Аллаха была также в том, что Он помог саляфам этой Уммы и
укрепил посредством их столпы Ислама, и дал им возможность разрешить
споры и установить положения (ахкам). То, в чем они единогласны, – это
явный довод для нас, а то, в чем они разошлись, – великая милость».
Шейхуль-Ислам Ахмад ибн Теймия сказал в «Маджму аль-фатава»: «Один
из современников имама Ахмада написал книгу о разногласиях среди
ученых, и Ахмад сказал ему: «Не называй ее книгой разногласий, а назови
книгой широты (возможности следовать за иджтихадом кого-либо из ученых)».
Также Ибн Теймия сказал: «Тот,
кто обязывает (возводит в степени ваджиба) следование за определенным
имамом, его необходимо призвать к покаянию, а если откажется, то казнить» («ихтиярат аль-фикхия», стр. 333).
Конечно же, эти разногласия приемлемы только между учеными ахлюс-сунна,
но не между ними и заблудшими группами, и эти разногласия относятся, в
первую очередь, к первым векам и нашим праведным предкам и затрагивают
вопросы фикха и ряда второстепенных тем.
Но, к сожалению, некоторые из наших братьев, получивших знание, на
сегодняшний день очень часто преподносят мнение кого-то из ученых, как
единственно верное мнение, и требуют принять его. Зачастую они даже не
приводят доводы обратной стороны, другой группы среди ученых, которые
не придерживаются этого мнения.
И так как сегодня многие, прочитав труд «О запретности анашид в
Исламе», приняли это как неоспоримый хукм (положение в шариате), и для
того, чтобы развеять эти идеи и привести братьев и сестер к правильному
пониманию этой темы, мы приведем здесь небольшую подборку фатв ученых,
которые не были упомянуты в вышеприведенном труде.
1. Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз: «Исламские анашиды различны – и если в них есть призыв к благу и напоминание о нем, а также подчинение Аллаху и Пророку ,
призыв к защите отечества от козней врагов, а также к подготовке борьбы
(против них) и тому подобное, то в этом нет ничего предосудительного.
Но если в них что-то иное, как призыв к грехам и смешению мужчин с
женщинами, чтобы они открывались друг перед другом, или любое другое
нечестие, то в этом случае их запрещено слушать» (маджуаль-фатава валь-макалят мутанавваа», 3; 437).
2. Также он сказал: «Исламские анашиды подобны стихам – если в них благо, то они также благи, а если грех, то это также грех» (лекция вопросы и ответы в главной мечети, № 90).
3. Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин: «По
вопросу анашид было много сказано, но я их давно не слушаю. Вначале,
когда они появились, в них не было ничего запретного, не было
барабанов, и никакой смуты (фитны), и они не были подобны запретным
песням с музыкой. Но потом они развились, и сейчас слышим звуки
подобные барабанам, хотя, может быть, это и не барабан. Затем они также
стали использовать в них тех, чьи голоса красивы и вызывают смуту.
Затем развились дальше и стали походить на запретные песни с музыкой.
Поэтому у меня в душе возникла тревога. И никто из людей не имеет права
давать фатву, что все анашиды разрешены; и никто не имеет права давать
фатву, что все они запрещены. И если в них нет того, о чем я упоминал,
то они дозволены. Но если в них есть барабаны и используются красивые
голоса, которые представляют смуту, или распеваются на манер запретных
песен с музыкой, то их нельзя слушать» («Сахватуль-исламия, стр. 185).
4. Постоянный Комитет по Фатвам определил анашиды как замену запретным песням с музыкой: «Для
тебя допустимо использовать исламские анашиды как замену музыке, ибо в
них есть мудрость и наставление, то, что укрепляет решимость и ревность
к своей религии, поддерживает мягкость в Исламе и отстраняет от зла и
его причин. Чтобы тот, кто напевает их, и тот, кто слушает, достигали
подчинения Аллаху и отстранялись от Его ослушания. Чтобы (люди) перешли
от нарушения запретов Аллаха к тому, чтобы защищать Его запреты и не
преступать их, и выходить в джихаде на пути Аллаха. Но также необходимо
помнить то, что нельзя ставить для себя их прослушивание обязательным и
постоянным или традицией, от которой нельзя отказаться. Но можно
использовать их иногда, и иногда оставлять, и использовать их особенно
по причинам, как свадьба или выход на джихад на пути Аллаха. Или тогда,
когда человеком овладевает грусть, и ему нужно поддержать себя и
стремиться к совершению блага, или когда им овладевает желание
совершить грех, и ему нужно перебороть его. Но, конечно, лучше в этот
момент выбрать часть Курана и читать как защиту от этого, или
использовать мольбы (ду'а) Пророка, потому, что это лучше для души и
чище». «Также примером сподвижников было для нас то, как они заботились
о Куране и Сунне, изучая и претворяя это в жизнь. Но они также
использовали анашиды и напевы стихов, как в Битве у Рва, строительстве
мечети, или когда выходили на джихад, а также по другим причинам» («Фатаваль-исламия лиасхаби фадилятиль-уляма», подготовлена Мухаммадом ибн Абдуль-Азизом, 4, 533).
5. Абдулла ибн Абдуррахман ибн Джибрин: «Анашиды
– это чтение повестей (касыда) либо в один голос, либо когда две группы
повторяют слова. Некоторые из ученых выступали против этого, говоря,
что это похоже на (традиции) суфиев и схоже с песнями в музыкальном
сопровождении, которые возбуждают человека. И из-за этого он будет
стремиться к этому и полюбит этот стиль. Но я считаю, что это
дозволено, если в них нет ничего предосудительного. Нет ничего
запретного в тех (касыдах), которые призывают к стремлению и усердию,
призывают людей совершать благое и отстраняться от запретного,
призывают к джихаду и опережению друг друга в благом – то в этом
польза. Но не тогда, когда в них есть призыв к нечестию, и они схожи с
запретной музыкой» (из фатв шейха на al-eman.com).
6. Шейх Аль-Албани: «Если
анашиды имеют исламский смысл, и в них не используются музыкальные
инструменты как барабаны и прочее, то в этом нет ничего плохого. Но мы
обязательно должны донести условия для их разрешения – чтобы в них не
было того, что противоречит шариату, как крайности и прочее. Второе
условие – чтобы человек не использовал их в ущерб Курану и его чтению,
к чему нас призывает очищенная Сунна Посланника Аллаха , и чтобы они не отвлекали от получения полезных знаний или призыва к Аллаху» (Второй номер журнала «Асаля», выпущенный 15 джумадаль-ахира 1413 года по хиджре).
Этот список фатв крупнейших ученых можно продолжать, но даже из
вышеприведенного ясно, что анашиды допустимо слушать при соблюдении
указанных условий, и неправильно утверждать, что они запретны в общем.