Категории каталога

материал [21]
фатвы [8]
работы исламских ученых
истории [3]

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Как часто вы читаете Кур"ан?
Всего ответов: 97

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » материал

Немного о важности воспитания
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (66.6) قال الله تعالى:{ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلائِكَةٌ غِلاظٌ شِدَادٌ لا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ}.
وقال رسول الله صلى الله عليه وسلم:"إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة: إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له " (رواه مسلم).

Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него. (Муслим)
От Хатыба, который сказал: Я слышал, как Ибн Умар сказал человеку: «Воспитывай своего сына, воистину, ты будешь спрошен о своем сыне, как ты воспитал его (адаб)? И чему ты научил его? А он поистине ответственен перед тобой за почтительное отношение и заботу о тебе» (Аль-Байхакы).
Воспитание понимания Ислама:
Что значит понимание Ислама и какова его связь с воспитанием наших детей?
Это воспитание в лучшем понимание религии, как сказал Байдави в своем тафсире «тарбия происходит от слова арраб (воспитатель), и это доведение чего-то до совершенства постепенно, и Аллах Всевышний описал себя как АрРаб (Господь) для красноречия».
Рагиб АльАсфахани в своей книге «Аль-Муфрадат» сказал: «Воспитание – взращивание чего-то ступень за ступенью, доводя до конца. В понятие воспитание входит развитие сильной, религиозной, размышляющей, высоконравственной, уравновешенной личности».
И на этой основе, которым является воспитание, должны быть приложены усилия в появление детей созидательных, заботливых, исправляющих к лучшему день ото дня, пока не достигнут результата, начиная постепенно с младенчества до совершеннолетия. И воспитание – это обязанность (фард), которую возлагает Ислам, на шеи всех отцов, матерей и учителей для взращивания имана и претворения шариата Аллаха в жизнь, и это долг и Амана (доверенность), и недопустимо отклоняться от этого.
قال الله تعالى: {إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَنْ يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنْسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُوماً جَهُولاً}
Аллах Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным». (33:72)
Очередь отцов и матерей в воспитании своих детей:
Ислам возлагает ответственность за воспитание детей на родителей и назначает их двоих как первостепенных воспитателей над другими в этой обязанности (ваджиб). Аллах Всевышний призвал к воспитанию детей обоих родителей, сказав: «О те, которые уверовали! оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено».
قال الله تعالى حاضا الوالدين على تربية الأبناء{ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلائِكَةٌ غِلاظٌ شِدَادٌ لا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ}.
Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал относительно слов Всевышнего «оберегайте себя и свои семьи от Огня»: «обучайте себя и свои семьи благу» (привел Хаким в своем «Мустадрак»).
Муфассиры сказали относительно слов «оберегайте себя», что это означает перестать делать совершать то, что запретил Аллах. Мукатиль сказал: «что мусульманин воспитывает себя и свою семью, и приказывает им совершать одобряемое и запрещает зло».
Имам Ибн Кайиим подтвердил эту ответственность и сказал, да помилует его Аллах: «Воистину Аллах субханаху ва тааля спросить родителя о его ребенке в День Суда до того, как спросить ребенка о своих родителях, потому что у ребенка есть право на своего родителя также, как и родителя есть право над ребенком. И как сказал Аллах Всевышний: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (29:8).
{)وَوَصَّيْنَا الْأِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حُسْناً } Аллах сказал: «оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Али ибн Аби Талиб сказал: «Обучать их и воспитывать (прививать адаб)». И Всевышний сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам» (4:36).
{وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى}Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям! (или устанавливайте справедливость между своими детьми)» (Привел Аль-Бухари).
قال النبي صلى الله عليه وسلم: "اعدلوا بين أولادكم " (رواه البخاري).
Ответственность отцов за воспитание детей.
Имам Ибн Каййим сказал: «Аллах завещал отцам их детей до того, как завещал детям их отцов, сказав: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (17:31).
قال الله تعالى:{وَلا تَقْتُلُوا أَوْلادَكُمْ خَشْيَةَ إِمْلاقٍ نَحْنُ نَرْزُقُهُمْ وَإِيَّاكُمْ إِنَّ قَتْلَهُمْ كَانَ خِطْئاً كَبِيراً}

Потом он сказал: «Кто пренебрегает обучением своего ребенка и тем, что принесет ему пользу, и оставил его просто так, тот навредил великим вредом. И увеличивайте потомство, поистине распущенность детей происходит от их отцов и их беспечности относительно своих отпрысков и оставления обучения их предписаниям религии (фард) и сунны, они потеряли своих детей еще в младенчестве, и они не помогают ни себе, ни своим престарелым отцам. Как отец порицал своего сына в ослушании, так и он скажет: «О отец мой! Поистине ты ослушался меня, когда я был маленьким, я ослушался тебя, когда ты в преклонном возрасте. Ты бросил меня в младенчестве, я бросил тебя в старости».
Вопрос, который обязан задать себе: кто ответственен в отклонении детей? Ислам возлагает ответственность за отклонение детей на родителей и тех, кто их заменяет, и на это есть сильный далиль (доказательство), как приводит Аль-Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии фитра, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (, а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”» قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "ما من مولود يولد إلا يولد على الفطرة فأبواه يهودانه أو ينصرانه أو يمجسانه. كما تنتج البهيمة بهيمة جمعاء هل تحسون فيها من جدعاء؟ " ثم يقول أبو هريرة رضي الله عنه:{فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ }.
А потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочитал (нижеследующий айат): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным (и сообразуясь с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотвориллюдей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть правильная религия…».
Из примеров совершенства ответственности обоих родителей за воспитание своих детей, когда они спрашивают себя, выполнил ли я свою обязанность перед ребенком. Как привели анНасаи и Ибн Хиббан в своем «Сахихе» слова Посланника Аллаха (да благословит его АЛлах и приветствует): «Воистину, Аллах спросит каждого пастуха за вверенную ему паству, сохранил он ее или потерял? И человек будет спрошен за обитателей его дома (семья)». И в хадисе, о достоверности которого нет сомнения, сказано: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем(, присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». (Аль-Бухари; Муслим)
Эта ответственность всех отцов и матерей за своих детей, и их не могут заменить другие.
И я еще раз предостерегаю от оставления воспитания своих детей прислуге (няням), и я предостерегаю великим предостережением от того, чтобы отдавать своих детей в детский сад чужим людям и иностранным воспитателям, которые будут растить наших детей и воспитывать их по своей программе (манхадж). Ученые по тарбии (воспитанию) убеждены, что более чем на 90% воспитание детей зависит от самого воспитания и окружения, в котором живет ребенок.

Качества воспитателя
Каким качествами обязан украшать себя воспитатель, будь то мать, отец или учитель?
Вот основные качества, необходимые для каждого воспитателя, занимающегося воспитанием или образованием своих и чужих детей:
1. Кротость и терпеливость: и эти качества их тех, которые любит Аллах, и они оставляют большой педагогический след. Муслим привел от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что тот сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Ашаджжу Абд аль-Кайсу; «Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость». عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم لأشج عبد قيس: "إن فيك خصلتين يحبهما الله: الحلم والأناة ".
2. Доброта и мягкость: Муслим привел от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное».
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "إن الله رفيق يحب الرفق ويعطي على الرفق ما لا يعطى على العنف وما لا يعطى على سواه ".
3. Милость: качество из качеств воспитателя, которое приводит к успеху, и особенно оно должно проявляться у родителей по отношению к их детям. Милость по отношению к детям является важным фундаментом в их воспитании, укрепляющим их духовное и социальное развитие, взращивая сильную, уравновешенную личность. И если дети не будут чувствовать любви, они вырастут отщепенцами, не смогут взаимодействовать с окружающим людьми и принимать участие в общественной жизни. Имам Аль-Бухари привел в своем «Сахихе» от Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нередко случалось молиться, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб, а Абу-ль-‘Ас бин ар-Раби‘ бин ‘Абд Шамс сообщил, что, перед совершением земного поклона (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) опускал (девочку на землю), а когда поднимался, (снова) брал её на руки». И в «Сахихе» приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин Али, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра'а бин Хабиса, аль-Акра' сказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не помилуют того, кто сам не жалеет (других)!».
4. Из успешных качеств воспитателя, будь то мать или отец, или заменяющий их, это отстранение от гнева, потому что гнев приводит к отрицательным последствиям в педагогическом процессе. Как пришло из достоверного хадиса, что один человек попросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но каждый раз Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) говорил: «Не гневайся». (Аль-Бухари).
5. И из гибкости и мягкости нужно стараться облегчать в том, что допускает шариат. В хадисе, который привел Тирмизи, от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для Огня (или ...о том, для кого Огонь станет запретным?) Запретным (для Огня) станет каждый близкий, мягкий и лёгкий».
6. Выбирать из двух дел наиболее легкое, если в этом нет греховного, потому что приводится в достоверном хадисе от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, если же было в этом что-то греховное, то он держался от (такого дела) дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха». И облегчение допускается в тех делах, которые разрешены (мубах) шариатом. Воспитатель должен выбирать в своей работе с детьми и учениками лучшие способы и подходящее время, прекрасные высказывания и выражения, чтобы с наименьшими усилиями найти кратчайшую дорогу к их разуму.




Из качеств успешного воспитателя
1. Из качеств успешного воспитателя справедливость и приверженность середине в наставлении, воспитании и взаимодействии, потому что в Исламе нет места крайности, экстремизму, излишней строгости. В достоверном хадисе от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я задерживаюсь на утренней молитве лишь потому, что такой-то проводит её с нами слишком долго». (Ибн Мас‘уд сказал): «И я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наставляя кого-нибудь, гневался бы сильнее, чем в тот день. Потом он сказал: “Поистине, некоторые из вас внушают (людям) отвращение (к благим делам)! Пусть тот из вас, кто станет проводить молитву с людьми, сокращает, ведь есть среди них слабые, старые и нуждающиеся (в чём-либо)!”».
2. Воспитателю необходимо ставить в проповеди цель, быть немногословным, не затягивать свою речь, как переняли это сахаабы (сподвижники), да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который является примером для всех мусульман. Сообщается, что Абу Ваиль Шакик бин Салама сказал: «Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, имел обыкновение увещевать людей по четвергам, и (как-то раз) один человек сказал ему: «О Абу Абд ар-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!», — (на что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах,) сказал ему: «Поистине, я не делаю этого только по той причине, что не желаю нагонять на вас скуку: (вот почему) я обращаюсь к вам с увещаниями (не каждый день, а лишь время от времени), как увещевал нас самих посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опасавшийся, что (его слова могут) вызвать у нас скуку». (Аль-Бухари; Муслим).
3. Успешный воспитатель должен являть собой хороший пример для подражания, чтобы его поступки не противоречили словам. Аллах Всевышний сказал о Пророке, да будет доволен им Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33.21). И Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (61.2-3).
قال الله تعالى في حق الرسول صلى الله عليه وسلم:{لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً} وقال تعالى:{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لا تَفْعَلُونَ * كَبُرَ مَقْتاً عِنْدَ اللَّهِ أَنْ تَقُولُوا مَا لا تَفْعَلُونَ}.
Это основные важнейшие качества, которыми должен украшать себя воспитатель мусульманин, и кто бы ни овладел ими, он будет являть собой прекрасный пример, воспитывая мужчин и настоящих героев.
Вот живые примеры заботы наших праведных предков о своих детях, а наивысшим примером из праведных предков (да будет доволен ими Аллах) является Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). От Абдуллаха ибн Барида от его отца (да будет доволен ими Аллах), который сказал: я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал хутбу, когда пришли Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), и на них были красные рубахи, они шли и спотыкались. Пророк (да благословит его Аллах) спустился с минбара, поднял их и поставил перед собой. Потом сказал: «Правдив Аллах, Велик Он и Велик, сказав: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением» {إِنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلادُكُمْ فِتْنَةٌ}. Я посмотрел на этих двух малышей, они шли и спотыкались, и я не смог дождаться окончания своей речи и поднял их» (привел Тирмизи).
В хадисе, который приводит Муслим, «от Аиши (да будет доволен ей Аллах), что к Посланнику Аллаха САУС приносили младенцев, чтобы он призвал на них благословение (баракат) и сделал тахник, и было так, что некоторые из них мочились у него на коленях, а их родители стеснялись из-за этого и желали забрать ребенка с его колен, но он говорил: «Не прерывайте младенца во время мочеиспускания», т.е. не обрывайте процесс мочеиспускания.
Особенно Пророк САУС призывал к воспитанию девочек, сказав: «У кого бы из мусульман не было двух дочерей, к которым он относится наилучшим образом, не иначе как они введут его в Рай» (привел Ибн Маджа и другие).



Категория: материал | Добавил: admin (07.02.2008)
Просмотров: 1107 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: